«Рыцари слова: Александр Пушкин и Владимир Даль»
Друзья! 14 сентября 2022 года в Музее-квартире А.М. Горького (Семашко, 19) откроется выставка «Рыцари слова: Александр Пушкин и Владимир Даль», где будет представлено много интересных предметов. Одни из них - альбом Е.В. Сухово-Кобылиной, сестры драматурга А.В. Сухово-Кобылина. В альбоме собраны рисунки 1850-х годов другой сестры драматурга – художницы С.В. Сухово-Кобылиной. Сегодня альбом хранится в фондах Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля (Москва). Сейчас предлагаем вам познакомиться с владельцами альбома.
Альбом Е.В. Сухово-Кобылиной, сестры драматурга А.В. Сухово-Кобылина.
В альбоме представлены рисунки 1850-х годов другой сестры драматурга – художницы С.В. Сухово-Кобылиной.
Сегодня альбом хранится в фондах Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля (Москва).
В.А. Тропинин. Портрет А.В. Сухово-Кобылина. 1847 г.
Александр Васильевич Сухово–Кобылин (1817–1903) – философ, переводчик, почётный академик Петербургской академии наук, драматург, автор знаменитой трилогии, включающей в себя пьесы: «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Родился в Москве в старинной русской дворянской семье. Закончил физико-математическое отделение философского факультета Московского университета. По силе обличительного сатирического таланта его считали преемником Гоголя. Три его знаменитые пьесы вошли в золотой фонд русской драматургии и спустя 150 лет после их создания успешно ставятся на сцене многих российских театров.
Драматург не раз бывал на нижегородской земле. Значительный период в жизни Сухово-Кобылина связан с Выксой, куда он приезжал к своему отцу, управлявшему более десяти лет в середине XIX века старейшими в России металлургическими заводами (бывшими баташевскими).
Комедия «Свадьба Кречинского» (1852-1854), принесшая драматургу мировую славу, создавалась не только в Москве и подмосковном Воскресенском, но и в Выксе, где он жил осень и три месяца 1853 года во время работы над пьесой. Главный герой комедии - промотавший состояние дворянин Михаил Кречинский, игрок и карточный шулер. По одной из версий считается, что прототипом Кречинского стал выксунский лесничий, разорившийся дворянин. Драматург мог слышать о нем в имении Шепелевых или был знаком с ним лично. В комедию «Свадьба Кречинского» вошли и некоторые черты выксунской жизни, которую Александр Васильевич хорошо знал. Пьеса была впервые поставлена также в Выксе, в местном театре.
П. Н. Орлов.
Портрет сестер графини Е. В. Салиас де Турнемир, Е. В. Сухово-Кобылиной и С. В. Сухово-Кобылиной. 1847 г.
Евдокия Васильевна Сухово-Кобылина (1815-1892), в замужестве Петрова-Соловово - сестра драматурга А.В. Сухово-Кобылина, художницы С. В. Сухово-Кобылиной и писательницы графини Е.В. Салиас де Турнемир (псевдоним Евгения Тур), матери писателя Е. А. Салиаса.
В 1844(8) году становится женой состоятельного помещика полковника в отставке Михаила Фёдоровича Петрово-Соловово (1813-1887).
Поэт, публицист, революционер Н.П. Огарев был влюблен в неё. Евдокия Васильевна узнала о его чувстве лишь после смерти поэта. Огарёв посвятил ей цикл стихотворений «Buch der Liebe» (1841-1844).
С.В. Сухово-Кобылина. Автопортрет. 1847(?) год.
Софья Васильевна Сухово-Кобылина (1825-1867) - художница, сестра драматурга А. В. Сухово-Кобылина и писательницы Е. В. Салиас-де-Турнемир (Евгении Тур). Известна как первая женщина, окончившая Петербургскую Императорскую Академию художеств с большой золотой медалью (1854), которую получила за два крымских вида, написанных с натуры («Татарская сакля в Крыму близ Урзуфа» и «Татарская сакля в Крыму близ Алушты»), и картину «Сосновый бор в окрестностях Мурома», созданную по этюдам из Выксы.
Своё награждение Софья Васильевна позже изобразит на автобиографичном полотне «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за «Пейзаж» с натуры» (1854). Этой работой она показала, что путь в академическую живопись теперь открыт и для женщин.
Её учителем живописи был русский художник-пейзажист Егор Егорович Мейер. Первая курсовая работа в Академии художеств, пейзаж «Дорога на берегу реки» (1849), получила высокие оценки педагогов.
В 1857 году Софья Васильевна уехала в Италию. В Риме её дом стал центром, где собирались русские живописцы, каждый из которых ценил в ней не только талантливую художницу, но и женщину блестящего ума и благородного сердца. В Италии, в последние годы жизни, С.В. Сухово-Кобылина постепенно отошла от пейзажа и занялась портретной живописью.