Ваше сообщение успешно отправлено
Главная » Новости, события, выставки » Календарь событий » Балахонские кружевницы – плести мастерицы
Балахонские кружевницы – плести мастерицы

Балахонские кружевницы – плести мастерицы

Интернет-акция 5-го этапа проекта «Истоки. Рожденные на Волге» посвящена теме «Узоры Поволжья»: национальная вышивка» (22-26 апреля). В связи с этим, Государственный музей А.М. Горького предлагает вспомнить о кружевоплетении - одном из самых красивых и изысканных видов народного прикладного искусства.

Кружевной промысел был развит на Нижегородской земле в XVIII-XIX веках. Особая, самобытная техника кружевоплетения существовала в Балахне – старинном городе на Волге, неподалёку от Нижнего Новгорода. Поэтому кружево, изготовляемое там,  получило название балахнинского, или «балахонского». Оно стало уникальным явлением русской культуры, не уступавшим по своему качеству изделий европейским образцам. 

Балахна славилась так называемой коклюшечной техникой кружевоплетения. Коклюшки – точеные палочки с утолщением к одному концу и шейкой с «пуговкой» на другом. Их количество при плетении кружева зависит от того, какой узор выполняет кружевница.  Кружевное изделие создаётся из большого количества нитей и может быть сцепным или многопарным. Для создания сцепного кружева используют небольшое количество коклюшек, а узор выкладывают из узкой выплетенной полоски (вилюшки), сцепляя крючком. Если кружево многопарное, то количество коклюшек может доходить до нескольких сотен. Эта сложная технология плетения была особенно распространена в Балахне.

Для «балахонского кружева» характерно использование преимущественно шёлковых нитей чёрного, белого и кремового цветов, а также отличительные особенности узора –сочетание различных решеток, на фоне которых размещены растительные композиции из цветов,  листьев, плодов граната и винограда. Одни из самых узнаваемых и часто используемых орнаментов – «балахонская роза» и изображение цветка или плода граната.  Также использовали фантастические орнаменты, напоминающие оленьи рога, оперенье птичьего крыла или изображение орла.

В фондах Государственного музея А.М. Горького хранятся кружевные изделия – косынки, шарф -  созданные в Балахне в конце XIX  века.

 О традиционном народном промысле Балахны упоминал в своих произведения писатель М. Горький – его бабушка Акулина Ивановна Каширина была талантливой кружевницей. Это ремесло «кормило» Акулину Ивановну всю жизнь – с девяти лет начала плести кружева, и вскоре уже «в славу по городу вошла: чуть кому хорошая работа нужна, сейчас к нам; ну-ка, Акуля, встряхни коклюшки! А я и рада, мне праздник!», - рассказывала бабушка внуку Алёше в повести «Детство».

М. Горький вспоминает и ее саму за коклюшками: «Бабушка, сидя под окном, быстро плела кружева, весело щелкали коклюшки, золотым ежом блестела на вешнем солнце подушка, густо усеянная медными булавками. И сама бабушка, точно из меди лита,- неизменна!».

            В экспозиции Музея детства А.М. Горького «Домика Каширина» (филиал Государственного музея А.М. Горького, Нижний Новгород)  представлена комната бабушки Акулины Ивановны, где демонстрируется рукодельное приспособление для плетения коклюшечных кружев - подставка в виде козел, валик со сколком и коклюшками и кружевные изделия как напоминание об изящном и самобытном промысле  Поволжья.

 

#Истоки.РожденныенаВолге
#ПрезидентскиегрантыРФ
#СоветмузеевПФО
#Волга
#ИстокиВолга
#НародыПоволжья
#КультураРФ