Первая дама моды. «Судьба толкнула меня на дорогу портнихи»
Как нижегородка стала законодательницей моды дореволюционной России. Имя нашей землячки Надежды Ламановой незаслуженно забыто. Между тем именно эта уроженка села Шутилово Лукояновского уезда Нижегородской губернии была законодательницей моды дореволюционной России и стояла у истоков модной индустрии советской страны.
Родилась Надежда Ламанова в небогатой дворянской семье. Кроме Наденьки, у подполковника Белорусского гусарского полка Петра Михайловича Ламанова и его жены Надежды Александровны было ещё четыре дочери. Весной 2016 года в архивах музея МХАТ была найдена написанная рукой Ламановой автобиография. Там есть такие строки:
«…Как я уже говорила, мать наша была превосходной рукодельницей, кроме того, светской женщиной. Чувство линии, красок, стремление к декоративности было разбужено во мне очень сильно. Помню эпизод: я в розовом платьице и голубых перчатках кажусь себе необыкновенно шикарной. И вдруг негромкий смех, и восклицание: «Что это за попугай?» Козловский! Втайне обожаемый, изящный и недоступный молодой человек насмешливо смотрит на мой изысканный туалет. Впервые тогда в 11 лет я критически осмотрела себя в зеркало и отделила одежду от своего я…».
Окончив в Нижнем Новгороде гимназический курс, Надежда отправляется в Москву, чтобы начать работать и помочь родителям поставить на ноги сестёр. В столице она проходит обучение в школе кройки Ольги Суворовой, а затем устраивается в портновское заведение «мадам Татьяны Войткевич», которая, по воспоминаниям современников, тоже «начала свою карьеру с того, что босенькой девчонкой в Нижнем булавки у портнишки подбирала, а потом гремела на всю Москву…».
«…Итак, судьба толкнула меня на дорогу портнихи, - вспоминает в автобиографии Надежда Ламанова. - Но общественное положение отца, знакомства, связи и наследственная склонность к украшению жизни помогли мне практически сразу, минуя черновую работу швеи, войти в круг мастериц и художниц».
Уже в 24 года Надежда Ламанова открывает собственное дело. Её мастерская вскоре начинает пользоваться огромной популярностью у дам высшего света. Новая законодательница моды действительно умеет создать одежду для любой фигуры. Знатные и богатые особы ради нового платья готовы выдержать многочасовые примерки, которые им устраивала Ламанова, и деспотичный запрет Надежды Петровны на творческий полёт фантазии заказчиц. Фасон, цвета и отделки платья - только на её усмотрение! Первая дама моды России создавала образы для императрицы Александры Фёдоровны и великой княгини Елизаветы Фёдоровны, для актрис Марии Ермоловой и Веры Холодной.
Сегодня Ламанову на современный манер принято называть «модельером-конструктором». Но она практически никогда не рисовала эскизы будущих платьев и тем более не отшивала их. Ламанова как истинный художник прямо на модели булавками подкалывала ткань, создавая неповторимый образ будущего шедевра. В жизнь её задумки в лучшие годы претворяли 38 мастериц.
Несмотря на частые выезды за границу и хорошие связи в зарубежных модных кругах, после Октябрьской революции Ламанова не покинула Россию. В 56 лет она фактически начинает карьеру заново. Более того, сама жизнь доказывает, насколько разносторонен её талант. В царской России Надежда Петровна создавала изысканные туалеты из дорогих тканей для светских дам, а в новых условиях ей удаются модели простой одежды для всех из солдатского сукна и бумазеи.
В 1925 году на Всемирной выставке в Париже костюмы Ламановой из русских полотенец произвели настоящий фурор. Высокое жюри присудило ей Гран-при.
Конечно, такая талантливая и яркая женщина не могла остаться без внимания мужчин. В первый раз Надежда Петровна вышла замуж достаточно рано. Но её супруг, отставной поручик Павел Андруцкий, скоропостижно скончался на руках у молодой жены.
Настоящее женское счастье Ламанова обрела лишь в 38 лет в союзе с ярким красавцем, актёром-любителем, а затем успешным юристом Андреем Каютовым. Познакомились они на базаре, устроенном меценатами для нужд детей-сирот. Известно, что оба принимали активное участие в различных благотворительных мероприятиях.
После революции Каютов был арестован как чуждый новой стране элемент. В 1919 году пришли и за Ламановой. В камере Бутырки 57-летняя дворянка, эталон вкуса и изысканности, провела месяцы.
Выйти на волю помог Алексей Максимович Горький. Похлопотать за Ламанову пролетарского писателя просила его гражданская жена, многолетняя клиентка модельера актриса Мария Андреева.
Андрей Каютов был осуждён в 1922 году, но уже через год обвинение с него было снято постановлением ВЦИК. До конца дней он продолжал заниматься страхованием, служа старшим инспектором огневого отдела в Госстрахе. Умер в 1931 году. Детей у супругов не было.
В ноябре 2016-го, в год 155-летия Ламановой, в Нижнем открылась выставка «Модельер, которому верил Станиславский». Она рассказала о сотрудничестве Ламановой со МХАТ.
- В 1901 году МХАТ ставил спектакль по пьесе Немировича-Данченко «В мечтах», - рассказала Марфа БУБНОВА, директор музея МХАТ. - Главную роль играла Мария Андреева. Меценат Савва Морозов заказал для неё костюм в мастерской Ламановой. Чтобы не обидеть также игравшую в спектакле Ольгу Книппер-Чехову, сценический наряд пошили и для неё. Ламанова создала такие костюмы, что зрители ходили смотреть скорее на их красоту, чем на пьесу. Всего Надежда Ламанова создала сценические костюмы для 37 спектаклей МХАТ.
Начав в 1932 году работу над «Женитьбой Фигаро», Константин Станиславский обращается к художнику и сценографу Александру Головину с просьбой создать эскизы для костюмов. Но в ателье МХАТ, по мнению Станиславского, не смогли воплотить их в жизнь. Режиссёр решает, что передать в ткани творческий полёт Головина сможет только Ламанова. «Когда я передал эскизы Надежде Петровне, её глаза загорелись так, будто я предоставил ей главную роль в спектакле», - писал Станиславский.
К сожалению, в тяжёлые времена МХАТ забыл о преданной ему Ламановой. В 1941 году, когда фашисты стояли под Москвой, 79-летняя Надежда Петровна не смогла эвакуироваться с театром. В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится письмо Марии Терейковской (младшей сестры Ламановой), где описаны обстоятельства смерти первой дамы русской моды:
«…Утром мы поехали в театр, а со двора выезжали последние грузовики с актёрами и багажом! Главные уже уехали точно. Надюша осталась не нужна. …В среду 15-ого утром пошли в театр за деньгами. Она внешне была бодра и спокойна… Пошла с ней на Дмитровское метро, чтобы уехать на дачу. И как раз против амбулатории Большого театра она просит у меня нашатырь, я даю пузырёк, а она поднесла его, понюхала и упала мне в ноги. Я старалась поднять, повернула на спину, зову её, а она уже не отвечает… Галина Валериановна (очевидно, кто-то из близких подруг Ламановой. - Ред.) приехала тогда, когда Надюша такая спокойная, хорошая лежала в амбулатории театра, и сказала: «Умница какая, умно жила, умно и умерла». Может, она и права, сейчас жить и страшно и сложно…».
Родилась 27 декабря (14 декабря) 1861 года в Лукояновском уезде Нижегородской губернии. Модельер, художник театрального и кинокостюма. Имела звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества». Стояла у истоков российской и советской моды XX века. Скончалась 15 октября 1941 года в Москве.
http://www.aif-nn.ru/culture/details/pervaya_dama_mody_sudba_tolknula_menya_na_dorogu_portnihi